СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В ГОРОДСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЕ

 


Суслин Сергей Александрович,

доктор медицинских наук,
Самарский государственный медицинский университет, г. Самара

Никольская Ольга Георгиевна,

заместитель главного врача, Самарская городская больница № 10, г. Самара

 

 

SYSTEM OF ORGANIZATION EXPERTISE TEMPORARY DISABILITY OF CITY HOSPITAL

Suslin Sergey, MD, Samara State Medical University, Samara

Nikolskaya Olga, deputy chief physician, Samara city hospital № 10, Samara


АННОТАЦИЯ

В целях совершенствования качества оказания медицинской помощи городскому населению в условиях мно- гопрофильной больницы изучена система организации экспертизы временной нетрудоспособности, имеющую двух- уровневую структуру, включающую лечащих врачей и врачебную комиссию, под контролем руководителей струк- турных подразделений и заместителя главного врача больницы. Отмечается отсутствие единого порядкапрове- дения экспертизы временной нетрудоспособности в медицинских организациях, что требует от них разработки собственных систем организации экспертизы временной нетрудоспособности.


ABSTRACT

In order to improve the quality of care to the urban population in a General Hospital studied the system of organization of examination of temporary disability, having a two-tier structure consisting of doctors and medical commission, under the supervision of heads of departments and deputy chief physician of the hospital. There is a lack of a unified procedure for the examination of temporary disability in medical organizations that require them to develop their own management systems expertise of temporary disability.

Ключевые слова: экспертиза временной нетрудоспособности; городская многопрофильная больница.

Keywords: organization of examination of temporary disability; City Hospital.

  
Экспертиза временной нетрудоспособности (ЭВН) граждан проводится в связи с целым рядом обстоятельств (заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка). Основная цель ЭВН - определение способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу. Таким образом, проведение ЭВН является одним из важнейших направлений деятельности медицинской организации (МО).

 

С целью повышения качества оказания медицинской помощи городскому работающему населению нами изучена система организации экспертизы временной нетрудоспособности в Самарской городской больнице № 10, обслуживающей Куйбышевский район г. Самары.


Организация и проведение экспертизы временной нетрудоспособности в Самарской области регламентируется соответствующими Федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также приказами внутри медицинского учреждения. Организационно-методическое руководство и контроль работы по экспертизе временной нетрудоспособности в Самарской области осуществляется главным внештатным специалистом министерства здравоохранения Самарской области (МЗСО) по клинико-экспертной работе, который координирует взаимодействие министерства здравоохранения Самарской области, министерства социального и демографического развития Самарской области, Самарского регионального отделения Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, Главного бюро медико- социальной экспертизы (МСЭ) по Самарской области, Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области.

 

В каждой медицинской организации организованы врачебные  комиссии  (ВК),  возглавляемые  главным врачом, заместителями главного врача, заведующими отделениями. В многопрофильных МО, как правило, в составе ВК имеются подкомиссии по специализированным вопросам, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности.

Медицинские учреждения Самарской области направляют в МЗСО ежеквартально и ежегодно отчет по клинико-экспертной работе, включая вопросы экспертизы временной нетрудоспособности. По итогам работы МО главный внештатный специалист МЗСО по клинико-экспертной работе проводит анализ, выявляет недостатки и регулярно организует совещания с руководителями МО, курирующих клинико-экспертные вопросы, в том числе ЭВН.

Содержание ЭВН требует межсекторального подхода к контролю за ее проведением. Данное положение реализуется не только во внутриведомственном контроле, осуществляемым со стороны МЗСО. За ЭВН проводят вневедомственный контроль Самарское региональное отделение ФСС, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор по Самарской области).

Контроль за проведением ЭВН осуществляется в соответствии с действующим законодательством [1, 2]. Организация ЭВН в ГБУЗ СО СГБ 10 предусматривает двухуровневую структуру экспертного процесса.


На первом уровне ЭВН экспертизу осуществляет является лечащий врачмедицинской организации независимо от ее уровня, профиля, ведомственной принадлежности, формы собственности, при наличии у нее лицензии на данный вид медицинской деятельности. Лечащий врач единолично выдает гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней.


Проведение экспертного процесса в медицинской организации ставит перед лечащим врачом задачи, от решения которых зависит качество лечебно-диагностического процесса. Экспертная деятельность лечащего врача включает: определение признаков и сроков временной утраты трудоспособности у работающих пациентов; оценку характера и условий труда; определение сроков временной нетрудоспособности с учетом основного и сопутствующих заболеваний, осложнений; обоснование признаков и сроков временной нетрудоспособности в первичных документах; выдачу и продление документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность работающих пациентов; своевременное направление пациентов на врачебную комиссию в случаях, установленных законодательством; грамотное ведение медицинской документации.

Лечащий врач при определении сроков временной нетрудоспособности руководствуется совокупностью медицинских и социальных факторов, а также особенностями течения заболевания у конкретного пациента и ориентировочными сроками временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности – это время освобождения пациента от работы, необходимое для проведения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с целью компенсации нарушенных функций организма и возврата больного к трудовой деятельности или направлению на медико-социальную экспертизу при неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе.

Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности носят рекомендательный характер и изменяются с учетом особенностей течения заболевания у каждого конкретного пациента. Методические рекомендации по ориентировочным срокам временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с международной классификацией болезней десятого пересмотра) были приняты Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в 2000 году. Превышение или уменьшение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности на 30 и более процентов должно быть обосновано записью в первичной медицинской документации.


Лечащий врач проводит анализ своей работы по экспертизе временной нетрудоспособности, анализирует заболеваемость с временной утратой трудоспособности и первичный выход на инвалидность работающих граждан. Лечащий врач предлагает мероприятия по снижению за- болеваемости с ВУТ и участвует в их реализации.


С 2006 по 2011 год в СГБ № 10 отмечалась стабильная численность лечащих врачей (ЛВ), имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности, которая колебалась незначительно от 104 ЛВ в 2011 году до 109 в 2010 году. К 2011 году обеспеченность работающего населения лечащими врачами, имеющими право на выдачу листков нетрудоспособности, достигла минимального значения – 27,3 на 10 тысяч человек, снизившись с уровня 2006 года (31,2) на 12,5%.

Такое сокращение обеспеченности населения врачами можно объяснить опережающим ростом численности работающего населения, особенно усилившимся с 2010 года. Начиная с 2012 года в СГБ 10 увеличивается численность ЛВ до 113, а в 2013 году до 128 человек. Соответственно, обеспеченность работающего населения лечащими врачами повышается до 31,0 на 10 тысяч человек, то есть, возвращается к уровню 2006 года.

Следует отметить и то обстоятельство, что в СГБ
10 увеличивается удельный вес лечащих врачей, имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности относительно общего числа врачей с 53,3% в 2006 году до 68,8% в 2013 году, и одновременно сокращается доля врчей-руководителей с 2,5% в 2006 году до 2,2% в 2013 году. При этом также расширяется спектр специальностей, по которым выдаются листки нетрудоспособности: если в 2006 году таких специальностей насчитывалось девять, то в 2013 году- 13.

Второй уровень проведения ЭВН – уровень врачебной комиссии (ВК) (подкомиссии) медицинской организации. Комиссия назначается руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам ЭВН, по решению которой осуществляется продление листка временной нетрудоспособности.

В то же время, экспертная деятельность определяется не только уровнями проведения экспертизы. Можно выделить несколько этапов экспертного процесса, которые связывают между собой уровни экспертизы временной нетрудоспособности.

 

К этапам экспертного процесса на первом уровне ЭВН можно отнести повторные осмотры лечащим врачом пациента с целью продления листка временной нетрудоспособности или его закрытия, а также осмотры   пациентов заведующим отделением и/или заместителем главного врача в рамках контроля обоснованности выдачи листка временной нетрудоспособности.

Заведующий структурным подразделением (отделением) и заместитель главного врач по клинико-экспертной работе (по экспертизе временной нетрудоспособности, по медицинской части) принимают участие на этапах экспертного процесса первого уровня, а также на втором уровне в работе врачебной комиссии. Заведующий отделением осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности; за выдачей документов удостоверяющих временную нетрудоспособность; своевременное направление пациентов на врачебную комиссию и медико-социальную экспертизу. Проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи на разных этапах лечения с обязательным личным осмотром и записью в первичных медицинских документах с подробными рекомендациями по тактике ведения конкретного больного.

Такой текущий контроль со стороны заведующего отделением позволяет своевременно выявлять факторы, тормозящие реабилитационный процесс (ошибки диагностики, несвоевременное или неправильное назначение лекарственных препаратов, присоединившиеся осложнения основного заболевания или обострение сопутствующей патологии, требующие коррекции лечения). Фактически, заведующий отделением занимает промежуточную ступень между первым и вторым уровнями ЭВН, тем самым осуществляя контроль ЭВН и своевременный анализ состояния здоровья пациента и его трудоспособности (трудовой прогноз).

 

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе осуществляет выборочный экспертный контроль по текущим и законченным случаям временной нетрудоспособности (по медицинской документации или после личного осмотра пациента) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации; принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов; контролирует организацию и проведение экспертизы   временной   нетрудоспособности, включая оценку экспертной деятельности лечащих врачей и заведующих отделениями по обоснованной выдаче и продления листков нетрудоспособности, а также за ведением медицинской документации; анализирует расхождение экспертных решений, ошибки и нарушения порядка направления пациентов на врачебную комиссию и медико-социальную экспертизу. От правильного решения экспертных задач заведующего отделением и заместителя главного врача по клинико-экспертной работе зависит работа медицинского учреждения в целом.

Таким образом, для субъектов каждого уровня и этапа экспертного процесса должны быть четко определены функциональные обязанности, требующие обязательного выполнения. С 2002 года, после отмены приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации 5 от 13.01.95 г. «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», до сих пор на федеральном уровне не утвержден порядок проведения и организация ЭВН в медицинских организациях (обязанности лечащего врача, заведующего отделением, заместителя главного врача по КЭР, уровни проведения экспертного контроля и т.д.), что требует от медицинских организаций разработки собственных систем организации экспертизы временной нетрудоспособности.

 

Список литературы

1.     Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.11.2011 г. № 1330н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по кон- тролю за порядком производства медицинской экспертизы».

2.     Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 г. № 1345н «Об утверждении порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков временной нетрудоспособности».